Новогодние игрушки. Товарищество «Брокар и Ко». Нач. ХХ в.

/ Это интересно / Как это было


Пятница, 3 августа 2012


Волшебный новогодний праздник у каждого человека ассоциируется с чем-то своим, особенным. Чувство тихой радости возникает при одном взгляде на новогодние украшения. Это что-то из детства, из глубин памяти… Старые елочные игрушки имеют особую ценность: слегка облупившиеся и потрепанные, наивные, даже нелепые и совсем «не модные», они, тем не менее, бережно хранятся и передаются из поколения в поколение.

Основой этой коллекции новогодних украшений являются изделия легендарной московской парфюмерной фабрики «Брокар и Ко». Француз Генрих Брокар появился в Москве в 1861 г. Несколько лет он работал по найму на одной из парфюмерных фабрик. Продав личное ноу-хау, добыл начальный капитал, арендовал конюшню и начал варить мыло.

Первым продуктом производства явилось «детское мыло» с русским алфавитом; на каждом куске – по одной вытесненной букве. И многие россияне потом признавались, что «читать учились по Брокару» – это о  его «детском» мыле. Затем, было популярное мыло «Шаром» – это сорт прозрачного мыла, имеющего идеальную шарообразную  форму. А следом появилось мыло «Огурцом», которое своим видом производило впечатление настоящего огурца и в то же время являлось хорошим туалетным мылом. В музейной коллекции новогодних игрушек есть чудесным образом сохранившийся набор мыла «Слоники». Оно находится в коробке, разделенной на 10 ячеек, в каждой из которых упаковано по одному кусочку.

На хвосте мыла «Рак» нить-подвеска, так как мыло использовалось как новогодняя игрушка. Замечателен набор мыла в форме мандаринов, упакованных в коробку из картона в виде деревянного ящика с ячейками, устланными сухой соломой. По краю коробка оклеена ажурной белой бумагой. Мандарины имеют веточку с двумя тиснеными бумажными листиками. На крышке надпись «Мандарины», «Товарищество Брокар и Ко.. Москва». В левом верхнем углу герб: двуглавый орел и дата «1896».

Генрих Афанасьевич с раннего утра работал в лаборатории парфюмерии. А маркетинговые задачи решала его жена Шарлотта Андреевна. Семейный тандем стал творческим союзом Брокаров, рекламные ходы их были очень эффективными: упаковка, этикетка, форма самого мыла. Так, в нашей коллекции есть мыло в форме коробочки-посылки с наклейками на немецком языке, как бы обернутой суровой тканью и перетянутой жгутом. Новогодняя игрушка – коробочка «ушат», выполнена из деревянного шпона, по верхней кромке вклеен фунтик из серого атласа, что дает возможность вложить в «ушат» продукцию фирмы. Интересная упаковка – подарок «голыш в ванне». В металлической ванночке, покрытой сверху яркой блестящей краской, в голубой вате, как в пене, лежит пластмассовая куколка. Ванночка эта является футляром для мыла.Генрих Афанасьевич Брокар был автором замечательных духов «Персидская сирень», «Дивный ландыш», «Душистый горошек» и др., которые пользовались огромным спросом у дам. В качестве новогоднего подарка духи вкладывались в коробочку в виде сумочки, обтянутой розовым атласом; по бокам она оклеена ажурной золотой тесемкой с бахромой, на боковине – тисненая женская головка. Есть также в этой коллекции коробочка в виде муфточки с белой тисненой розочкой.

Для своих хозяев игрушки из этой новогодней коллекции – хранители семейных традиций и тепла бабушкиных рук. А для историков и музейных работников – уникальные свидетели давно ушедшего времени и бесценные экспонаты. 

Источник: egmuseum.ru

 2540
Kevinb
Heckuva good job. I sure apcrepiate it.

Воскресенье, 7 декабря 2014

Написать комментарий:
Мы никогда не передадим вашу электронную почту кому-либо еще.
Поиск по сайту
Набирающие популярность
1547 Вторник, 11 февраля
2442 Суббота, 15 января 2011
2442 Четверг, 16 апреля 2020
2442 Среда, 15 апреля 2020
2442 Воскресенье, 30 апреля 2017
2442 Вторник, 14 апреля 2020
Generated at 03.07.2025 10:22:02.22234600
Мы ВКонтакте